14 / 11 / 2024
Пресс-центр Norbit SRM: новости и мероприятия, кейсы клиентов и свежая информация по обновлению продукта.

Управление закупками на предприятии


Не пропустите важные
новости и мероприятия
Будьте в курсе последних событий
Telegram Norbit SRM
SRMBook
Навигатор в мире эффективной автоматизации и цифровизации закупок

На успешность предприятия и его конкурентоспособность на рынке непосредственным образом влияет то, как налажено управление закупочными процессами. Грамотная организация этих мероприятий позволяет компании получать нужные ресурсы, услуги и товары на оптимальных условиях и по наиболее выгодным расценкам, что, в свою очередь, помогает экономить бюджет и обеспечивать бесперебойное функционирование бизнеса.

По своей сути управление закупками на коммерческом предприятии является комплексным стратегическим решением, направленным на обеспечение работников всем необходимым для непрерывного производственного процесса и для нужд компании в целом. Также предполагается контроль над уровнем ресурсов, закупочными ценами и отношениями с поставщиками. Важность такого управления системой закупок обусловлена следующими аспектами:

  • Обеспечение непрерывности производства. Посредством оперативного логистического управления закупками компании удается поддерживать непрерывные производственные потоки, нуждающиеся в бесперебойных поставках сырья и нужных компонентов.
  • Оптимизация расходов. Благодаря контролю над процессами удается сократить финансовые издержки предприятия на закупки, например, сырья, выбирать наиболее подходящих поставщиков и заключать выгодные контракты. Все это способствует снижению стоимости конечного продукта, что, в свою очередь, благотворно отражается на его конкурентоспособности на рынке.
  • Улучшение управления ресурсами. Закупка недостаточного количества запасов негативно сказывается на производственном процессе, а их избыток может приводить к замораживанию средств. Избежать этих моментов помогает контроль закупаемых компонентов и сырья, задача которого состоит в поддержании баланса между потребностями и затратами.
  • Укрепление связей с поставщиками. Управление закупками компании также подразумевает улучшение долгосрочных отношений с партнерами, что в итоге приводит к более плодотворному сотрудничеству.

Также в управление закупочными процессами входит контроль цен на приобретаемые товары, что дает возможность предприятию находить пути снижения финансовых издержек.

Цели и задачи

Одной из приоритетных целей управления закупками на предприятии является обеспечение непрерывного потока поставок для производственных нужд. Другая важная цель состоит в создании надежной ресурсной базы на тот случай, если поставки по каким-либо причинам приостановятся. Это особенно актуально, когда основные поставщики находятся на значительном удалении территориально. Третья цель — поиск, анализ и отбор партнеров, долгосрочное сотрудничество с которыми будет перспективным и взаимовыгодным.

С учетом обозначенных целей можно выделить и задачи:

  • Исследование рыночных цен на сырье и другие товары — постоянное наблюдение за динамикой помогает определять финансово выгодные предложения и оперативно адаптироваться к изменениям рынка.
  • Контроль количества закупаемых товаров — помогает избежать проблем в производственных вопросах и во взаимоотношениях с клиентами.
  • Закупки по выгодным расценкам — приобретение необходимого сырья и прочих товаров по наиболее приемлемой для компании цене снижает эксплуатационные расходы.
  • Работа с поставщиками — включает в себя организацию логистической системы, расширение круга потенциальных партнеров, планирование поставок, а также разработку процедур, связанных с документацией. В этом помогают такие современные инструменты, как цифровой документооборот, автоматизация процессов управления закупками в компании, служба интернет-заказов и подобные.
  • Адаптация к актуальным стандартам и требованиям — приспособление закупочных процессов к современным технологиям, методам и так далее.

Коммерческим предприятиям, специализирующимся на перепродаже, также требуется быть в курсе спроса конечного потребителя и своевременно корректировать ассортимент закупаемых товаров.

Организация закупок

Чтобы выполнить оптимизацию управления закупками на предприятии на должном уровне, необходимо соответствующим образом организовать процессы. Это мероприятие включает в себя несколько этапов:

  1. Выявление потребностей. Определение требований к товарам, подлежащим закупке, с учетом ожидаемых характеристик конечного продукта;
  2. Анализ ресурсов. Подразумевает актуализацию данных о наличии и количестве нужных запасов на складе.
  3. Выбор поставщиков. Рассматриваются коммерческие предложения потенциальных исполнителей заказов, после чего с учетом политики компании выбираются поставщики и подписываются контракты.
  4. Создание, размещение и контроль заказа. Автоматизация процессов сокращает временные периоды между поставками, а контроль способствует соблюдению сроков и выполнению прочих обязательств со стороны поставщика.
  5. Получение товара. При доставке товара осуществляется его осмотр. Если присутствует бракованная продукция, она подлежит замене или возврату (этот пункт должен быть прописан в договоре). На данном этапе также проводится размещение продукции или сырья на складе по номенклатуре с соблюдением предписаний о правилах хранения.
  6. Работа с документальным сопровождением. Выполняется подписание входящей документации, осуществляется оплата товара. Если есть спорные моменты, проводится претензионная работа.

Все перечисленные этапы требуют привлечения большого количества людей, включая внешних поставщиков, работников планово-производственных и логистических отделов, сотрудников подразделения контроля качества и конечных потребителей. Также они связаны с объемными информационными потоками. Ошибка одного из исполнителей может нарушить работу всей системы, потому необходимо автоматизировать рутинные процессы, не требующие непосредственного человеческого участия.

Выделяется шесть принципов управления закупками на предприятии:

  • Планомерность — закупать товар следует не хаотично, но в соответствии с тщательно разработанным планом, чтобы избежать недостатка или переизбытка ресурсов на складе.
  • Экономичность — определение поставщика и организация закупочного процесса должны выполняться с учетом всех расходов.
  • Периодичность — когда закупки осуществляются на периодической основе, задаются оптимальные условия компании для использования складских помещений и планирования.
  • Технологичность — использование передовых методов управления и проведения закупок позволяет заметно снизить затраты времени и финансовые издержки на предприятии.
  • Оперативность — закупка товаров производится с учетом изменения потребительского спроса.
  • Централизация — управление закупками частной компании должно осуществляться специальным отделом, в противном случае возникает риск неверного выбора поставщиков, а также ослабления или полного отсутствия контроля над поставками.

Повысить эффективность закупочных мероприятий помогает оптимизация. Существуют определенные рекомендации по ее проведению. Во-первых, организацию закупок товаров на предприятии следует выполнять пошагово, чтобы ничего не упустить. Во-вторых, нужно улучшить взаимодействие с поставщиками для слаженной совместной работы на взаимовыгодных условиях. Чтобы сократить цикл заключения контракта, рекомендуется создавать шаблоны.

Также необходимо провести автоматизацию внутренних процессов с помощью специализированных программных решений. Это не только ускоряет оформление заявок и улучшает контроль, но устраняет риск ошибок, неизбежных при ручном учете, и исключает потерю бумажной документации. Помимо прочего, автоматизация закупок позволяет сэкономить средства предприятия до 15 %, стандартизировать плановые и срочные потребности, поддерживать надежную базу поставщиков и многое другое.

Одним из наиболее эффективных инструментов автоматизации процессов управления закупками на частном предприятии считается Norbit SRM. Это комплексное решение, включающее в себя инструменты работы с договорами компании, заказами, закупочными процедурами, аналитикой и отчетностью. С его помощью можно осуществлять сбор потребностей, управлять категориями, поставщиками и каталогами. К преимуществам Norbit SRM относятся гибкость платформы с возможностью настройки под конкретного пользователя, высокая функциональность за счет архитектуры по принципу Lego-модели, а также омниканальность и независимость. Платформа поставляется под ключ с внедрением всех необходимых модулей и с доработкой смежных систем типа «Портала поставщиков», MDM, CRM, ERP, WMS и ЭТП.

Получить консультацию
Подписывайтесь
на наш Telegram канал

Рассказываем об инструментах и сервисах для автоматизации закупок.