Сфера строительства считается одной из наиболее рискованных в бизнесе. Чтобы строительная компания работала эффективно и приносила прибыль, требуется формализация процесса выбора поставщиков по определенным критериям, а также налаживание механизма контроля за выполнением контрактов. Все это предполагает работу с большими объемами документации и знание законодательной базы.
Существует определенная специфика организации закупок в строительстве, что находит отражение в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выражается в следующем:
- По 44-ФЗ применительно к претендентам на выполнение заказа устанавливаются дополнительные требования, которые зафиксированы в соответствующем правительственном постановлении. По нормам 223-ФЗ заказчик вправе выдвигать требования и прописывать их в положении о закупках.
- Согласно 44-ФЗ обязательным условием для договора считается поэтапная оплата выполненных исполнителем работ, в то время как 223-ФЗ дает возможность организаторам процедуры торгов выбирать правила, по которым будет производиться оплата услуг.
Существуют не только отличия, но и сходства в законах 223 и 44, имеющих отношение к управлению закупками в строительстве. Так, приоритетным методом, который применяется для обоснования НМКЦ в 44-ФЗ, является проектно-сметный. По 223-ФЗ также необходимо проведение оценки сметной стоимости работ. Если строительство объекта осуществляется за счет финансовых средств, полученных из бюджета или от организаций (юридических лиц), где более 50-ти процентов уставного капитала принадлежит федерации, региону или муниципалитету, стоимость определяется в соответствии с нормативами, включенными в федеральный реестр.
Проведение закупок в строительстве по нормативам 44-ФЗ
Часть вторая статьи 24-ой закона 44-ФЗ содержит перечень способов, приемлемых для определения исполнителей и соответствующих пониманию честной конкурентной борьбы. К таким способам относятся:
- закрытый и электронный аукционы;
- запрос предложений;
- открытые и закрытые конкурсы, проходящие в два этапа и предполагающие наличие ограничений по участию исполнителей;
- запрос котировок.
Помимо прочего, данным законом допускается применение формата закупки у единственного поставщика. Показатель НМЦК устанавливается за счет сравнительного анализа рыночных расценок, а также посредством тарифного, затратного, проектно-сметного и нормативного методов.
Закон 44-ФЗ предъявляет определенные требования к участникам закупок в строительстве, претендующим на роль исполнителей. Заказчику, в свою очередь, необходимо контролировать соответствие потенциальных подрядчиков установленным нормативам, зафиксированным законодательно. Участники обязаны предъявить разрешительные документы, такие как свидетельство о допуске, лицензии и другие. В тех случаях, когда имеет место осуществление закупок услуг, подлежащих обязательному лицензированию, копия соответствующей бумаги обязательна к предоставлению.
Особые требования в градостроительном кодексе РФ касаются выполнения работ на объектах капитального строительства, которые могут повлиять на общую безопасность строения. Это касается реконструкции, капитального ремонта и подобных мероприятий, для выполнения которых физические или юридические лица должны иметь соответствующий допуск, выданный саморегулируемой организацией. В процессе организации и управления закупками в строительстве заказчик должен устанавливать в тендерной документации требования о предоставлении свидетельства с указанием видов работ, которые потенциально способны оказать влияние на безопасность капитальных объектов.
Также существуют дополнительные требования по 44-ФЗ к участникам закупок, которые устанавливаются помимо основных нормативов. К таковым относятся тре6ования к потенциальному исполнителю иметь деньги, штат сотрудников, оборудование, материалы и другие ресурсы для оказания услуг в рамках договора. Также подрядчик должен обладать необходимым опытом в интересующей заказчика сфере, иметь высокую репутацию в деловых кругах. Дополнительные условия могут быть выдвинуты, когда закупки проводятся в формате конкурса с ограниченным участием или аукциона.
Особенности закупок в строительстве по 223-ФЗ
По этим нормативам проводятся закупочные мероприятия предприятиями, в уставном капитале которых государству принадлежит более пятидесяти процентов. К таким субъектам относятся:
- госкорпорации;
- публично-правовые организации;
- естественные монополии;
- некоторые хозяйственные общества;
- автономные учреждения;
- ГУП и МУП, приобретающие ТРУ на собственные деньги и гранты и прибегающие к услугам субподрядчиков;
- бюджетные учреждения, организующие закупки на гранты и за счет собственных ресурсов с привлечением субподрядчиков;
- ФГУП, включенные в список по распоряжению правительства;
- организации с регулируемой деятельностью в сфере энергетики, водоснабжения и так далее.
Важным внутренним документом в закупках в строительстве является положение о торгах, где подробно прописываются порядок и этапы запланированных мероприятий. Эта бумага должна быть размещена в ЕИС в течение пятнадцати дней после утверждения. Покупатель имеет право отказаться от сотрудничества с исполнителями, внесенными в РПН, он может размещать документацию в ЕИС на собственном сайте и не публиковать информацию о процедурах, сумма которых менее ста или пятисот тысяч рублей при выручке заказчика более пяти миллиардов рублей.
Согласно 223-ФЗ заказчик может выбирать конкурентный формат торгов среди многих. При этом он должен прописать алгоритм проведения мероприятия и зафиксировать условия. Для неконкурентных способов наличия списка этим законом не предполагается. Чтобы исполнители имели возможность рассчитать стоимость работ, заказчик должен предоставить смету и максимально подробное ТЗ. В число единых требований по 223-ФЗ входят допуски СРО и лицензии. Дополнительные требования выдвигают непосредственно заказчики, фиксируя информацию об этом в положении о закупках.
Способы проведения закупок в строительстве
Сейчас приоритетной формой проведения закупочных мероприятий является цифровой формат. Это может быть тендер, электронный аукцион, конкурс или запрос котировок, если процесс происходит в контрактной системе. Для каждой из упомянутых форм подготавливается свой пакет документации. Повысить эффективность закупочных процессов помогают комплексные решения типа платформы Norbit SRM. Они позволяют избежать негативных факторов и снизить затраты времени и денег за счет автоматизации.
Функционал платформы позволяет выполнять сбор плановых и срочных потребностей по конкретному единому стандарту, управлять заказами, датами и обязательствами, поддерживать актуальную базу поставщиков, значительно сокращать сроки согласования договоров и так далее. Модульный характер системы дает возможность внедрять только те компоненты, которые требуются на данном этапе. Платформа настраивается под потребности конкретного бизнеса и интегрируется с существующим программным обеспечением. Дополнительная экономия с Norbit SRM составляет от пяти до пятнадцати процентов.