Долгосрочный комплексный план по развитию информационных технологий в отдельно взятой компании или объединении организаций определяется как IT-стратегия, у которой есть четко сформулированная цель. Она должна соотноситься с задачами бизнеса, способствовать росту выручки, расширению рынков сбыта, получению конкурентных преимуществ и так далее. Для этого необходим четкий план действий и соответствующий ему набор инструментов.
Основными задачами ИТ-стратегии являются:
- определение взаимосвязи стратегических целей бизнеса и цифровых информационных технологий;
- определение путей и способов реализации развития IT в конкретной организации;
- обеспечение нужного уровня информационной поддержки ключевых процессов;
- составление портфеля проектов и определение инвестиционного бюджета.
Непосредственно перед началом разработки стратегии нужно определиться с ее целями и составляющими, а также решить, какие методологии и стандарты будут применяться. Также полезно выяснить, какими компетенциями будут обладать ответственные лица, какие выгоды получит компания и какие потребуются ресурсы.
На какой срок разрабатывается ИТ-стратегия, зависит от многих факторов, включая динамику внешних и внутренних изменений рынка и развитие технологий. Как правило, планирование создается с учетом возможности внесения корректив по мере необходимости. Сейчас приоритетными задачами айти-подразделений являются в большинстве своем оптимизация инфраструктуры, снижение издержек и повышение эффективности компании посредством внедрения цифровых технологий, без которых не обходится практически ни один бизнес.
Как показывает практика, наиболее активными в формате всеобщей цифровизации оказываются относительно небольшие бизнесы, которые ведут деятельность в сегменте b2c. В свою очередь, самыми пассивными в этом плане остаются компании сегмента b2g. Польза, которую получает бизнес от реализации IT-стратегии, может выражаться по-разному. Предприятия, работающие на высококонкурентном рынке, за счет нее могут увеличить сбыт и обеспечить себе преимущество. Для монопольных и олигопольных бизнесов стратегия пригодится в плане оптимизации внутренних затрат.
Экономический эффект от разработки и реализации ИТ-стратегии несложно оценить в тех случаях, когда она непосредственно увязана с производственными процессами и целями компании. Главным показателем успешности выбранной стратегии является чистая прибыль за счет увеличения продаж или сокращения статьи издержек. В качестве вторичных показателей, не связанных с экономической составляющей, рассматриваются повышение производительности труда подразделений на предприятии, создание эргономичных цифровых сервисов для партнеров и сотрудников и так далее.
Виды ИТ-стратегий
В целом стратегия решает три главных задачи:
- создает с нуля IT-инфраструктуру или меняет существующую;
- обеспечивает цифровизацию одного или нескольких направлений деятельности компании;
- оптимизирует информационно-технологическую инфраструктуру.
С точки зрения типологизации по тематикам выделяются следующие типовые IT-стратегии:
- консолидации информационных ресурсов или систем;
- импортозамещения;
- информатизации бизнес-процессов, включая определение приоритетов информатизации и новой функциональности систем;
- цифровой трансформации бизнеса за счет внедрения новых цифровых технологий, наращивания автоматизации процессов и сокращения числа требующихся работников;
- развития инфраструктуры, связей между ЦОДами и офисами и так далее;
- развития сервисов, в том числе SLA, а также IT-процессов и организационной структуры IT-служб.
Помимо прочего, в типовые ИТ-стратегии входит планирование бюджета и проектов на один год и более. При планировании развития на предприятии одного из элементов IT учитываются все другие, с ним связанные. Кроме этого, нужно согласование плана развития отдельного элемента со стратегией бизнеса в целом.
Этапы формирования
На первом этапе построения IT-стратегии определяется профиль компании с учетом всех аспектов деятельности, выясняются задачи руководителя и спонсора проекта, а также исследуются функциональные особенности, цели и задачи бизнеса. На втором этапе проводится аудит инфраструктуры, IT-управления, безопасности и АСУТП, анализируются результаты, конкретизируются и сопоставляются бизнес-цели и айти, уточняется приоритетность инвестиций.
Третий этап предполагает определение принципов разработки ИТ-стратегии и бизнес-целей, общей, программно-технической и функциональной IT-архитектур. Здесь же проводится работа с архитектурой IT-управления, безопасности и инфраструктуры, составляется план-график и согласуется бюджет. На завершающем этапе стратегия доводится до заинтересованных сторон, которыми являются клиенты, сотрудники организации и партнеры.
Возможные подходы к разработке стратегии
Из наиболее часто встречающихся сегодня в российском бизнес-секторе методов разработки ИТ-стратегий можно выделить три подхода.
Первый заключается в наращивании технических мощностей, когда предприятие занято постоянным апгрейдом аппаратной части инфраструктуры. Это позволяет компании поддерживать на должном уровне эффективность оборудования и ПО. Относительный недостаток такого подхода заключается в том, что он может быть сопряжен со значительными финансовыми затратами на обновление «железа», хотя для бизнес-процессов перманентный апгрейд может быть излишним.
Другой путь — следование моде в выборе IT-решений. Компания следит за актуальными трендами и стремится использовать новейшие разработки в сфере информационных технологий. Недостаток такого решения заключается в том, что не все инновации оказываются востребованными в отдельно взятом бизнесе и, соответственно, затраты на их внедрение не окупаются. К тому же в таких случаях часто накапливаются второстепенные системы, плохо поддающиеся интеграции.
Третий путь разработки IT-стратегии — цифровизация отдельных направлений. При этом определяются стратегические подразделения компании, и упор делается на их диджитализацию. Это достаточно рациональный подход, позволяющий одновременно сократить затраты на IT и решить приоритетные бизнес-задачи.
Хороший результат показывает применение передовых SRM-продуктов в ИТ-стратегии. Эти решения, собирающие в одном месте внутренние процессы компании и коммуникацию с поставщиками, автоматизируют весь цикл закупок, от прогнозирования до закрытия договора, в том числе согласование планов, отбор партнеров с учетом выбранной стратегии, контроль поставок и т. д. С помощью SRM-инструментов можно снижать трудозатраты на подготовку и проведение закупочной деятельности, повышать оперативность сбора статистики и аналитических мероприятий, а также улучшать результативность сотрудничества с поставщиками.
Продуманная стратегия внедрения SRM помогает в достижении следующих целей:
- Стандартизация процессов взаимодействия с поставщиками: SRM помогает компаниям строить и поддерживать прочные отношения с поставщиками, основанные на доверии, сотрудничестве и взаимной выгоде.
- Снижение рисков цепочки поставок: SRM помогает компаниям выявлять, оценивать и смягчать риски в цепочке поставок, такие как перебои в поставках, колебания цен и проблемы с качеством.
- Оптимизация затрат на закупки: SRM помогает компаниям оптимизировать затраты на закупки путем проведения переговоров о лучших ценах, управления запасами и сокращения издержек.
- Улучшение качества продукции и услуг: SRM помогает компаниям улучшать качество продукции и услуг, работая с поставщиками для обеспечения соответствия стандартам качества и выявления и решения проблем с качеством.
- Повышение устойчивости цепочки поставок: SRM помогает компаниям повышать устойчивость цепочки поставок, работая с поставщиками для внедрения экологически безопасной и социально ответственной практики.
Обозначение основных задач в IT-стратегии, которые должна решить SRM-система, позволяет использовать ее максимально эффективно. Она позволяет оптимизировать закупочные процессы, управление договорами и заказами, базой данных поставщиков, аналитической деятельностью и отчетностью. Узнайте больше о разработке IT-стратегии компании и внедрении современных SRM-решений у специалистов НОРБИТ.