ЭТП — это специализированная онлайн-платформа, которая используется для проведения торгов. Расшифровка этой аббревиатуры — «электронная торговая площадка». Операции на ней проводятся без применения бумажного документооборота. Заказчик и поставщик во взаимодействии друг с другом используют электронную подпись (ЭП). На такой площадке подаются заявки на участие в торгах, формируются ценовые предложения, заключаются государственные контракты.
Рассмотрим подробнее особенности ЭТП и расскажем, что это и как работает. Как правило, доступ к информации о закупках есть у всех участников и пользователей платформы. Но бывают и исключения. Так, на специализированных площадках, использующихся для закрытых торгов, данные о тендерах засекречены. Некоторые платформы позволяют скачивать документы, касающиеся закупок, только после аккредитации поставщика. Также эта процедура необходима для получения доступа к участию в торгах. Правила ее проведения определяются конкретным сервисом. Например, на федеральных ресурсах участники получают аккредитацию автоматически непосредственно после регистрации в ЕИС (единая информационная система).
Виды ЭТП
Электронные площадки, предназначенные для проведения торгов, исчисляются сегодня сотнями. Какой именно ресурс выбрать, продавцы принимают решение сами. Выбор осуществляется с учетом разных факторов, в том числе спроса у покупателей на товар, характера сервиса, правил аккредитации, тарифов на услуги и так далее. В целом можно отметить следующие виды электронных торговых площадок:
- Федеральные. Проводят госзакупки в соответствии с 44-ФЗ и торги для малого бизнеса по 223-ФЗ;
- Коммерческие. Занимаются размещением закупок коммерческих структур согласно 223-ФЗ;
- Специализированные. Площадки закрытого типа для проведения засекреченных торгов, включая гособоронзаказы;
- Электронные магазины. Инструмент для закупок малого объема.
Особенность типов ЭТП, работающих по 44-ФЗ, заключается в том, что заказы для государственных организаций реализуются за счет бюджетных финансовых ресурсов. Отклонение от узаконенных правил чревато штрафом. К участникам таких торгов предъявляются особые требования, в связи с чем не все поставщики имеют возможность участвовать в конкурсе на исполнение госзаказа. Например, это ограничение распространяется на оффшорные компании.
Сделки на ЭТП по 223-ФЗ проводятся организациями с госучастием. Это касается, как правило, корпораций, монополий, энергетических, коммунальных и нефтегазовых компаний. Также по этому закону могут торговать бюджетные учреждения за счет внебюджетных средств. Регламентация здесь не такая строгая, большая часть требований к исполнителям выдвигается непосредственно заказчиками.
Принцип работы электронных торговых
На федеральные площадки распространяется общее требование анонимности поставщика. Поэтому его идентификация для заказчика осуществляется после окончания закупочной процедуры. Стандартная схема торгов выглядит следующим образом:
- Заказчик проходит регистрацию, после чего размещает извещение и документы в соответствии с правилами площадки.
- После того как поставщики прошли аккредитацию на ЭТП, им открывается доступ к данным по закупкам. Теперь они могут подать заявку на участие в торгах.
- Информация с предложениями поставщиков вскрывается.
- Заявки потенциальных исполнителей анализируются заказчиком.
- Происходит выбор поставщика и заключается контракт на услугу.
Когда торги имеют характер аукциона, выигрывает тот участник, который предложит наиболее выгодную цену. Она может быть самой высокой или наоборот — наиболее низкой. Это зависит от типа процедуры — закупка или продажа. Если на аукционе имел место запрос предложений, организатор может не заключать договор с победителем. На коммерческих ЭТП торги проходят аналогично. Но с той разницей, что их организаторы не ограничены федеральными законами 44, 223 и 178, в связи с чем наблюдается гораздо большее разнообразие типов процедур и условий, нежели на государственных площадках. Также здесь отсутствуют жесткие требования к анонимности.
Преимущества ЭТП
Проведение сделок через цифровые площадки открывает ряд преимуществ для всех участников торгов. Что это значит для заказчика:
- Если применяются внешние платформы, не нужно тратиться на организацию, проведение и техническое обеспечение процедуры, поскольку все это находится в компетенции оператора сайта. Заказчику остается лишь выбрать площадку, разместить тендер и лоты и оплатить услуги.
- Количество участников таких торгов не ограничивается, есть возможность выбрать подрядчика, наиболее подходящего выдвинутым требованиям. Помимо прочего, предусмотрена возможность приглашать конкретных поставщиков.
- Сам принцип функционирования электронных торговых площадок минимизирует возможность сговора и коррупции. Таким образом, заказчик не рискует стать жертвой нелегальных схем.
Если заказчик организует собственную платформу, он экономит на оплате услуг стороннего ресурса, может устанавливать свои правила проведения закупочных мероприятий, встраивая их в бизнес-процессы компании. По вопросу, как создать такую площадку, следует обратиться в одно из специализированных агентств.
Для поставщиков преимущества от площадок выглядят следующим образом:
- Аккредитация проходит в короткие сроки.
- Полученная электронно-цифровая подпись может применяться в любом регионе РФ.
- Можно безвозмездно пройти обучение по обращению с системой.
- Открывается возможность встретить на ресурсе партнеров, готовых предоставить кредит на участие в торгах.
- Отсутствуют абонентская плата и скрытые платежи.
Объективности ради стоит отметить и некоторые относительные минусы. Так, на ЭТП госзакупок к подрядчикам предъявляются повышенные требования, в связи с чем далеко не все поставщики мелкого и среднего сегментов в состоянии их выполнить. Для поставщика неудобства проявляются в том, что из-за большого количества участников растет конкуренция.
Как выбрать платформу
Разобравшись в общих чертах, что такое и для чего нужны электронные торговые площадки, посмотрим, как выбрать конкретный сервис. Прежде всего следует выяснить, в каких видах закупок позволит участвовать та или иная платформа. Для торгов по 44-ФЗ пригодны около десятка операторов, отобранных Минфином РФ. Для мероприятий по 223-ФЗ выбор гораздо больше, поскольку в них могут участвовать на только государственные площадки. Также имеет смысл обратить внимание на объем опубликованных закупок.
Немаловажный фактор, влияющий на выбор сервиса, — тариф. Необходимо уточнить, какой размер процента, ограничивается ли он суммой и так далее. Все нюансы должны быть четко прописаны на официальном сайте площадки. Если их там нет, нужно связаться с поддержкой ЭТП и выяснить это. Иначе есть риск в последствии столкнуться с неожиданными платежами. Относительно дополнительных услуг также стоит навести справки заранее. Обычно в число таких опций входят оформление страховки, получение банковской гарантии, открытие счета в банке и так далее.
Для заказчика будет полезно уточнить, есть ли в наличии у электронной торговой площадки службы, упрощающие рутину. Они заметно экономят время закупщика, сводят к минимуму ошибки и ускоряют процесс в целом. В число таких сервисов обычно входят автоматический расчет НМЦК, средства аналитики закупок организаций, проверка контрагентов, ГОСТов, СНИПов и других нормативных актов.
Кроме того, можно обратиться в специализированную компанию, занимающуюся разработкой IT-решений для автоматизации бизнес-процессов предприятия. Например, IT-интегратор НОРБИТ предлагает клиентам комплексные инструменты для организации закупок, контроля работы с поставщиками, ведения ЭДО, экономического планирования и т. д. Автоматизированное решение позволит оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность закупочной деятельности.
Бесшовная интеграция с наиболее популярными ЭТП (B2B Center, Bidzaar) позволяет расширить функциональность Norbit SRM, в том числе автоматизировать и упростить процесс выбора поставщиков. Запускайте процедуры в нужном вам формате, находите новых поставщиков, обменивайтесь сообщениями с претендентами, получайте предложения прямо из системы Norbit SRM.
Для всех участников торгов при выборе платформы будет полезно проверить, как налажена у нее служба клиентской поддержки. Если она отвечает слишком долго, это чревато в будущем нарушениями сроков публикации протокола, несвоевременной подачей заявки и подобными неувязками, за некоторые из которых положен штраф со стороны ФАС. Критериями качественной поддержки ЭТП, помимо быстрого отклика, являются наличие разных форм связи с клиентом, присвоение каждому обращению своего номера для отслеживания статуса, присутствие базы знаний и других полезных материалов. Оптимально, если платформа предоставляет персональных менеджеров, которые помогают клиентам разобраться в функционале и отвечают на вопросы по факту их возникновения.