Сегодня в контексте бизнес-процессов нередко встречается аббревиатура SCM, что обозначает Supply Chain Management. Буквально это переводится как «управление цепочками поставок» и подразумевает организованную сеть сбыта, гарантирующую оперативную доставку услуг и товаров от поставщика конечному адресату с минимальными издержками. Рассмотрим в деталях, что собой представляет такая система. Выясним, как происходит управление поставками. Примечательно, что до сих пор нет единого мнения относительно данного определения. Одни считают его концепцией, другие относят к материальным потокам, третьи воспринимают в качестве результата логистической модернизации.
По своей сути SCM (что означает этот термин мы уже разобрались) является комплексом грамотно организованных процессов, в которых задействованы дистрибьюторы, поставщики, продавцы и производители. Для достижения необходимого результата все части этого механизма должны действовать в согласовании друг с другом. Главная задача SCM — это настройка каналов, по которым организация будет взаимодействовать с потребителем продукта и его поставщиком. Процесс контроля цепочек поставок включает в себя:
- анализ спроса и предложения на рынке с последующей организацией товаров, покрывающих клиентские запросы;
- оперативную обработку заказов;
- планировка потоков поставок таким образом, чтобы продукция не залеживалась на складах и не возникало дефицита товаров;
- создание долгосрочных стабильных отношений со снабженцами и расширение сети сбыта.
Концепция SCM включает в себя шесть областей, где сосредотачивается внедрение. Это производство, запасы, перевозки, информационные потоки, поставки и местоположение. Главенствующую роль в этой системе играет логистика, которая должна быть максимально отлаженной.
Задачи, которые решает SCM
Изменения в системе управления поставками помогают наладить регулирование уже существующих технологических линий. Появляется возможность создания оптимальных последовательностей действий с учетом мощностей, наличия материалов и сырья и других факторов. Как правило, целью SCM является решение следующих задач:
- повышение уровня обслуживания постоянных и новых клиентов;
- оптимизация производственного цикла;
- подстраивание ресурсов под нужды компании;
- повышения производительности предприятия;
- увеличение рентабельности;
- контроль процессов, происходящих в организации.
Внедрение нового вида взаимодействия отделов помогает сократить срок вывода товара на рынок, а также уменьшить издержки и временной интервал, необходимый для обработки каждого отдельного заказа.
Преимущества от внедрения SCM для компании
Организация эффективного управления цепочками поставок дает компаниям ряд значимых преимуществ:
- Сокращение затрат. Благодаря координации процессов между поставщиками компания способна быстрее реагировать на изменение потребительских потребностей, при этом снижая эксплуатационные расходы. Так, например, можно оптимизировать затраты на рабочую силу, сырье и логистику за счет избегания перепроизводства.
- Повышение качества продукции. Отлаженная система партнерских связей по всей цепочке упрощает контроль на различных этапах производства.
- Улучшение сервиса. Применение SCM минимизирует вероятность исчезновения из ассортимента продукта, востребованного потребителем. Помимо прочего, оптимизируется и ускоряется доставка товара адресату, упрощается процесс отслеживания статуса заказов.
- Использования активов. За счет управления поставками компания может использовать транспорт и производственное оборудование максимально эффективно, а также уменьшать износ средств производства путем выпуска только необходимой для удовлетворения спроса продукции.
- Повышение конкурентоспособности. Компании, внедряющие SCM, получают конкурентное преимущество уже потому, что их товары доходят до адресата гораздо быстрее, а логистическая цепочка в целом надежнее.
Также благодаря внедрению SCM увеличивается доход предприятия. Производство настраивается на выпуск продукта только в том объеме, который нужен для удовлетворения спроса, при этом высвобождаются дополнительные ресурсы, которые можно задействовать в других областях.
Согласно аналитическим исследованиям, SCM оказывает следующий эффект по ключевым параметрам операционной деятельности:
- рост прибыли — 5–15 %;
- ускорение вывода продукта на рынок — 15–30 %;
- снижение затрат на производство — 5–15 %;
- сокращение складских запасов — 20–40 %;
- снижение сроков и стоимости обработки заказа — 20–40 %;
- сокращение закупочных издержек — 5–15 %.
Уже из приведенных данных можно сделать вывод о том, что грамотно выстроенная система управления позволяет сократить время доставки и затраты, при этом увеличив доступность продукта. В итоге достигается конкурентное преимущество компании на рынке.
Этапы управления цепями поставок
Рассматриваемый процесс состоит из пяти шагов, которые необходимы для своевременного доведения услуг и товаров до конечного потребителя. Для этого создается план по приобретению требующихся ресурсов, созданию продукции и ее последующей доставке адресату. Поддержание позитивных отношений с клиентом также требует уделения должного внимания.
Планирование
Для обеспечения ресурсов, востребованных для осуществления производственного процесса, предприятию необходимо провести анализ спроса, составить план потребности в сырье и материалах, а также произвести расчеты объемов продукции и требований к дистрибуции. Также на этапе планирования определяется, что именно будет выполняться самостоятельно, а для чего потребуется привлечение сторонних исполнителей. При этом нужно учитывать фактор колебания спроса, влияющий на доступность ресурсов и объем поставок.
Закупки
На этом этапе SCM оцениваются компетенции поставщиков, способных обеспечить предприятие всем необходимым в рамках отведенного бюджета наиболее эффективным образом. Большое внимание уделяется поиску запасов, соответствующих производственным требованиям, и организации их поступления точно в срок с минимальными издержками. Менеджмент закупок предполагает такие сопутствующие процедуры, как заключение контрактов с поставщиками, складское хранение, проведение входного контроля сырья.
Доставка
На степень удовлетворенности клиента непосредственно влияет бесперебойная доставка продукции. Этот процесс предполагает:
- управление заказами — формирование и ведение клиентской базы, учет, работа с данными по товарам и ценам;
- складской менеджмент — комплектация, упаковка и этикеровка;
- управление транспортировкой — координация товаропотоков, контроль качества доставки.
Перечисленные четыре этапа системы SCM соотносятся с потребительским спросом для профилактики перепроизводства или дефицита продукта. Пятый, связанный с возвращением товара поставщику, выделяется не всегда, но требует упоминания.
Возврат
Этот процесс представляет собой «обратную логистику», которая включает в себя оценку состояния товара, оформление факта его возвращения продавцу, логистические мероприятия, а также переработку или уничтожение. Организация беспрепятственного возврата имеет значение не менее важное, чем налаживание системы доставки, поскольку имеет непосредственное отношение к формированию положительного имиджа компании в работе с клиентами.
Автоматизация SCM
Современные реалии, где все завязано на цифровых информационных технологиях, подразумевают активное применение соответствующего программного обеспечения в менеджменте цепочек поставок. При отсутствии внедрения SCM предприятию приходится прибегать к нескольким точечным инструментам управления ресурсами, финансовыми потоками и так далее, что снижает производительность и увеличивает издержки. В свою очередь, комплексное решение позволяет организовать централизованное регулирование процессов в одном приложении. Такой подход — наиболее эффективный.
Применение специализированных программ улучшает видимость всего процесса поставок. Это способствует принятию решений относительно ресурсов, оптимизации целевых показателей на основе анализа предыдущих операций, а также повышению общей производительности предприятия. Возможность отслеживать клиенту путь своего заказа в реальном времени благотворно сказывается на уровне сервиса. Важно и то, что централизованное управление поставками становится общекорпоративным средством коммуникации, допускающее использование одних и тех же данных разными отделами. Такой подход значительно повышает эффективность работы.
Автоматизированные системы обеспечивают пользователя современным инструментарием, необходимым для управления процессами. Грамотно разработанное ПО предусматривает возможность координации сети поставок, отслеживания спроса и планирования производства. Также добавляется функционал поиска поставщиков и коммуникации с ними, присутствуют инструменты аналитики. Автоматизированный SCM собирает в едином пространстве множество элементов. Это позволяет упрощать процессы управления, делая их прозрачными и точными.
Несмотря на отсутствие в нашей линейке SCM-решений, компания НОРБИТ рада предложить высокоэффективное программное обеспечение Norbit SRM для менеджмента цепочек поставок. Это комплексный цифровой продукт, основанный на low-code платформе BPMSoft. Данное ПО интегрируется с SCM клиента, обеспечивает гибкость настроек процессов, шаблонов и бизнес-правил под конкретные задачи, позволяет конструировать новые решения из готовых модулей, а также использовать каналы по отдельности или в комбинации для внутреннего и внешнего взаимодействия. Внедрение Norbit SRM в механизм управления поставками может быть выполнено в формате интеграции, с помощью партнеров или силами собственного IT-подразделения. Реализация проекта «под ключ» предполагает оптимизацию процессов, настройку нужных модулей, доработку CRM, WMS, MDM и прочих смежных систем по мере необходимости.
Перспективы SCM
Не подлежит сомнению, что менеджмент цепей поставок получит развитие в будущем. По всей видимости, акцент будет поставлен на оперативность и взаимодействие участников в формате сетевых процессов, а не линейной модели. При таком подходе каждый отдельный «узел» такой сети должен быть настроен под максимально быстрое реагирование на потребительские запросы. Одновременно необходимо учитывать торговая политика, доступные способы доставки и другие важные факторы.
Главенствующая роль информационных технологий в будущих SCM — это также очевидный факт. Цифровые решения будут использоваться чаще и в более широком диапазоне, инструментарий должен повысить свой интеллектуальный уровень для повышения эффективности работы с потребностями потребителя. Непременным условием для успешной эволюции таких систем станет способность к адаптации.
В прошлом планирование цепочек поставок было периодическим элементом бизнес-модели. В ближайшей перспективе прогнозируется прогрессирующее повышение его востребованности. С появлением новых решений SCM будет улучшена согласованность между планированием и исполнением, с которой пока наблюдаются проблемы у большинства предприятий. Также повысится точность и скорость менеджмент-систем.